Уважаемая Дина.
Я уже точно не помню. Кажется, пластины - это и есть пластины: оргалит, пластик, тонкие железные листы.
Добрый день, Руслан.
Сожалею, но у меня для работы достаточно своих материалов. На какие-то иные уже нет времени и возможностей.
Здравствуйте.
Виктор, вы думаете, надо мной стоит какой-то цензор - например, редакция? Вы ошибаетесь в оценке моей самостоятельности. А слово "бог" я пишу с прописной буквы, потому что написание со строчной уместно лишь в церковных текстах, да и уважение к богу выражается делами, а не орфографией.
Уважаемый Иван.
Нет, это в планы не входит. Хотя, возможно, я более-менее подробно опишу некоторые давние исторические события, произошедшие не в России.
Алексей, Вы решили, что вопросом "в чем сила?" Дудь Вас раскручивает побить "Брата" афоризмом. А умный Дудь-то, может, имел в виду этот кусок из "Вил": "А сила порождается суммой разных сообществ России, разных миров <...> Чтобы обрести силу, необходимую для победы, надо объединить эти миры общей ценностью". Вот ответили бы Вы ему про это - это была бы кода для интервью, всем кодам кода:) А хотите про это с читателями, например, в городе Женеве поговорить? я с удовольствием организовал бы. Огромное спасибо за Ваши тексты от искреннего почитателя таланта.
Уважаемый Владимир.
Не думаю, что Юрий читал эту книгу, да и сам я не воспроизвёл бы эту цитату, даже если бы вспомнил про неё. А мои поездки планирует мой продюсер Юлия Зайцева. Если хотите, напишите ей - её координаты справа вверху.
Уважаемый Витя.
Сашу Соколова я знаю только как факт литературы, "Школу для дураков" не читал.
Уважаемый Алексей Викторович! Извините, но мой вопрос опять по поводу ваших слов о том, что модернизацию в России следует проводить с учётом ментальности русского народа, т.е. принимать во внимание сакральное отношение народа к власти. Для примера вы указывали на Китай. В каком смысле надо понимать ваши слова и что они реально, практически значат, если допустить, что у народа действительно сакральное отношение к власти?
Может быть, русский народ уповает на сказочное чудо – вдруг, наш Верховный Главнокомандующий отвлечётся от Сирии, Венесуэлы, Украины, геополитики и предстанет уже в новой сакральной ипостаси искоренителя коррупции с помощью ФСБ, Росгвардии, РПЦ, искусственного интеллекта, Кудрина или святого духа? Сакральная власть в образе Георгия Победоносца с профилем Сталина, поражающего лазерным лучом, как копьём, оборотней в погонах, нечистую силу с нефтедолларами и банкиров-вампиров.
Вы говорите, что проблема нашего общества в первую очередь коммуникационная (оболванивание интернетом), т.е. проблема новой коммуникации в том, что она инструментально формирует мировоззрение человека в согласии со склонностью к «пиксельному» мышлению. Онтологическая проблема интернета - замена эволюции (развития) поиском. От шаблонности, клишированности, пиксельности картины мира - один шаг до раболепия. Получается, что интернет противостоит сакральному отношению к власти (священному, а не раболепному) и меняет ментальность? Власть в России должна быть сакральной или народ должен развиваться в сторону свободного гражданского общества с помощью интернета, если Госкомнадзор не заблокирует?
Уважаемый Фёдор.
Вы задаёте очень интересные вопросы.
Помнится, я слушал разговор с каким-то известным экономистом про модернизации в Японии и Китае, и этот экономист очень аргументированно рассказывал о том, как модернизации европейского типа базировались на национальных традициях. Например, в Китае - на институте традиционной семьи: на нём и строили мелкий бизнес, который переводил Китай в массовом порядке на буржуазные отношения. И российские политики из числа "младореформаторов 90-ых" признавали, что при реформах они не учли национальные особенности России. Это всё очень важные соображения.
Про сакрализацию власти вы написали очень правильно. Примерно так же я писал в "Летоисчислении от Иоанна", только применительно к эпохе Грозного. Но сакрализация не исчерпывается упованием народа на царя. "Шинель" Гоголя - тоже про сакрализацию власти (государства), хотя про царя Гоголь не пишет. В российском понимании и государство тоже сакрально (как аватар царя), поэтому у нации такая потребность в идеологии, поэтому возможны экономические прорывы на энтузиазме (вроде Всесоюзных ударных строек), поэтому самые гуманные и продуктивные реформы (отмена крепостного права или десталинизация) начинались сверху, а не снизу.
Наверное, я скажу нечто очень наивное, но тем не менее. Вот бы собрались историки, экономисты, социологи, культурологи и социальные психологи - и все вместе, исходя из своей компетенции, сформулировали бы три, пять, семь основных поведенческих стратегий нации. Чтобы при разработке реформ и вообще политики можно было опираться на эти стратегии. Приведу пример такой стратегии из истории Урала, с которой знаком лучше всего. На Урале не было такого, что крупный бизнес вырастал из мелкого, то есть не бывало, что сорок малых кузниц объединились в один железоделательный завод. Было наоборот: государство или крупный капитал строили большой завод - а от него отпочковывался мелкий частный бизнес в виде этих самых сорока кузниц, которые выполняли посильные работы для завода - и для населения. Ведь именно так возникла первая фирма в России - строгановский завод Кын, который как завод умер бы за три года, а как агрегатор мелкого частного бизнеса проработал на благо посёлка ещё пятьдесят лет. Вот и создавали бы реформаторы программы буржуазной перестройки в промышленных городах исходя из этой региональной стратегии (выращивание малого бизнеса на основе большого госпредприятия), а не из стратегии "заводите на кредиты автомойки ларьки и минипекарни, и будет у нас капитализм". Но это я фантазирую как дилетант. Однако мысль понятна.
А интернет - вопрос совсем другой. И замена эволюции выбором - далеко не единственная онтологическая проблема, связанная с переводом онлайна в офлайн. Интернет ничему не противостоит и ничему не способствует сам по себе, но его можно использовать в любых целях - как для сакрализации власти (мем "Путин на медведе"), так и для десакрализации. Интернет не решит наших старых проблем, но добавит новые. Ничего страшного - если, конечно, прилагать усилия для реального решения проблем, а не кидаться лепёхами виртуального навоза. Но кидаться лепёхами - дело куда более интересное, безопасное и понятное.
Сорри, Фёдор, но я не хочу спорить дальше на эту тему. Вы спросили - я ответил. Не будем залезать в дебри.
Уважаемый Владимир.
Я не читал это произведение и даже не слышал о нём.
Уважаемый Алексей Викторович! В «Культурном шоке», отвечая на вопросы Ксении Лариной, вы сказали, что модернизацию и реформы в России надо проводить с учётом ментальности русского народа, а суть этой ментальности в сакральном отношении к власти, которая для народа священна. Наверное, такое мнение у вас сложилось после подавления московских протестов 2012-13 г.г. и наступления застоя с унылой, тухлой стабильностью? Ваша позиция это конформизм? Но вы не учли, что в природе и обществе есть циклы с периодом 11-12 лет, показанные в книге известного учёного Чижевского «Физические факторы исторического процесса». Из этого следует, например, что в 2020 г. наступит очередной мировой экономический кризис, впереди новый кризис власти в РФ в 2023-24 г.г. и массовые протесты, а сейчас закономерно будет продолжаться период низкой политической активности масс ещё несколько лет.
Новое поколение молодёжи (16-30 лет) не проявляет сакрального отношения к власти, и это проблема для режима. Горбачёв и Ельцин тоже не считались сакральной властью большинством населения страны. Про Хрущёва и Брежнева народ сочинял множество анекдотов и относился насмешливо. Напомню также, что в 1917 году крестьянам (тогда 85% населения России) нужна была земля, и они хотели расправиться со своими прежними хозяевами. Для них власть не была сакральной, она была ненавистной.
Многие бывшие советские люди (1960-1980 годов рождения) просто привыкли жить по принципу «жираф большой – ему видней», им хочется обратно в клетку СССР. Сакральным для них выглядит только великий вождь всех времён и народов товарищ Сталин, который в стоптанных сапогах и военном кителе строго топорщит усы, курит трубку и ведёт к победе социализма во всём мире на основе учения марксизма-ленинизма, борясь с гидрой империализма-фашизма-либерализма.
О ментальности народа можно сказать только то, что она проявляет себя, как «тёмная материя» во Вселенной, - непонятная, неопределённая, потаённая сущность. Про неё можно лишь фантазировать.
Уважаемый Фёдор.
По-моему, я не очень похож на конформиста.
К протестам 2012-13 я отношусь скептически. Об этом я писал в романе "Комьюнити".
Чижевского я не читал, а в подобные теории цикличности не очень верю. Они смахивают на конспирологию.
Вступать в спор по поводу былых и нынешних общественных отношений мне не хочется. Поведение людей в соцсетях в вопросах свободы и почитания власти я не считаю репрезентативным.
Уважаемая Павла.
Тему "матрицы" я давно "докрутил" до темы "горнозаводской цивилизации". И в книге "Горнозаводская цивилизация" всё объяснил. В этой книге есть развёрнутый ответ на ваш вопрос. Воспроизводить его здесь нецелесообразно.
Уважаемый Алексей!
Простите, Христа ради, за оплошность с именем. Видимо, еще с давних пор засели у меня в подкорке некоторые имена советских писателей-мастодонтов, в том числе Анатолия Иванова, которого никогда не читал. Вот он и всплыл из тьмы веков.
Благодарю вас за мнение по поводу свободы в России. Что радует, вот нет ее сейчас в России, не известно, будет ли, да и не нужна она пока нашему населению, как выяснилось, а мы с вами о ней размышляем и даже ее нашли. Вы – вдали от родины, а я сумел эмигрировать ради нее из России в… Россию. Покинул навсегда город и живу уже шесть лет в деревне. Здесь, на своей земле, вдали от «социума» эта свобода заметно ощущается и меня устраивает.
О своей успешной эмиграции я написал небольшую книгу (47 стр.) «Из России в Россию, или Как начать новую жизнь» - вдруг кому-то пригодится мой опыт! Хочу попросить вас, Алексей, написать к ней напутственное слово (конечно, при условии, что она вам понравится). Ведь вам же когда-то помогли выйти к читателю, помогите и вы.
Посмотреть рукопись можно по ссылке на Яндекс-диске, но она не показывается в шаблоне письма к вам. Значит, вам будет проще... Успехов!
С уважением, Сергей Корниенко (Корней)
Уважаемый Сергей.
Извините, но такие предложения я отклоняю.
Уважаемый Корней.
Фраза, выдернутая из контекста, звучит одиозно. В контексте она имеет смысл: "для российского человека свобода не является главной социальной потребностью". Потому о свободе нация и не "тоскует", как вы выразились. Но свобода позволяет государству и обществу развиваться более эффективно. Вот зачем нужна свобода. А при несвободе соблюдение "необходимых прав у граждан" проблематично.
PS. Вообще-то я Алексей. Видимо, вы смотрели и слушали "вДудь" невнимательно.
Здравствуйте.
Я не участвую в этом проекте. В прессе было объявление о кастинге. Поищите его.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Меня зовут Романов Кирилл. Мы с вами разговаривали после презентации вашей книги «Пищеблок» в Буквоеде. Я веду проект «3 факта». Своим гостям я задаю такой вопрос: Расскажите ,пожалуйста, 3 значимых факта из вашей биографии, которые повлияли на вашу жизнь. Снимаю видео, которое публикую в социальных сетях и на YouTube. Буду рад Вас видеть следующим гостем! Спасибо!
Уважаемый Кирилл.
Да, я помню нашу встречу. Но ответить могу только коротко.
Первый факт - первая публикация. Это была маленькая заметочка в газете "Советская Россия", а сам я был девятиклассником. Но я увидел своё послание опубликованным и понял, что это возможно - стать писателем, чего я очень хотел.
Второй факт - переезд в Екатеринбург. Это случилось в 1987 году после школы. Я окунулся в реальную жизнь и реальную историю. Это сформировало меня как личность.
Третий факт - выход первой книги в 2003 году. Я понял, что выстоял: пробил стену невезения и стал писателем. Значит, я с самого начала был прав в отношении себя.
Уважаемый Артур.
Где-то рядом я уже ответил на ваш вопрос.