Здравствуйте, Алексей. Поясните, пожалуйста, что такое - "преодоление собственной экзистенции"? И еще. Как вы считаете, есть ли реальный конфликт между христианством и исламом? Если судить по "Сердцу пармы" - и по российской истории - вроде бы уживаются православие и ислам. На уральских землях, куда пришло православие, - языческие боги ушли, а ислам сохранился. Считаете ли вы опасным современное противостояние христианства и ислама?
Уважаемая Марина! Современное противостояние христианства и ислама я считаю опасным. Но не с точки зрения победы той или иной конфессии, а с точки зрения уничтожения людей. Веры могут быть непримиримы, но верующие могут - и должны - жить в мире. А войны за веру уже описаны Свифтом как войны "тупоконечников" и "остроконечников". И это говорит не атеист. Патриарх тоже не призывает нас вырезать иноверцев. И в российской истории православие и ислам часто конфликтовали. Башкирия вела целый ряд исламских войн с Россией с 1662 по 1755 годы. Правда, об этом мало говорится. Вы посмотрите, какой музей Салавата Юлаева отгрохали в 1991 году в городке Малояз в Башкирии. Не один лишь Салават сражался в рядах пугачёвцев - были ещё, к примеру, Батыркай Иткинов и Обдей Абдулов. Но именно Салават нёс зелёное знамя. Потому в период роста сепаратизма при развале СССР в Башкирии и установили этот "Тадж-Махал". Так что и в России, и на Урале не всё так просто и благостно. И язычество никуда не делось. Вы любите родину? Вам дарят цветы? Вы носите кольца или бусы? Это всё - язычество. Боги ушли, язычество - нет. А про экзистенцию вы лучше прочитайте в "Тошноте" Сартра или "Постороннем" Камю. Право слово, они объяснят лучше, чем я. А то получится как в анекдоте: "дрянь эти битлы, мне Сарочка их напела".
Здравствуйте снова, Антон. "Угрюм-реку" я прочитал после того, как написал "Сердце пармы", а кино не смотрел. Никак образ Синильги не повлиял. Я даже не помню, чего там в книге Синильга делала. По-моему она вообще была старуха... Боюсь, что вы подходите чересчур поверхностно, по внешнему признаку: если девушка из инородцев - значит, Синильга. Если много женщин - значит, гарем. Если закодированный - значит, неудачник. Если язычники - значит, фэнтези. И так далее.
Здравствуйте, Никита. "Бог" я обычно пишу с маленькой буквы потому, что так привык со школы. Но и вообще мне кажется, что писать с большой буквы слова "бог", "родина", "президент" и прочие - это какое-то даже ханжество. Не могу точно сформулировать, но к реальному уважению правописание не имеет отношения. Одинаково с большой буквы мы пишем названия Москва и Урюпинск, имена Христос и Иуда. С маленькой буквы - слова "подвиг" и "предательство". Почему же в случае бога, президента и родины мы должны отступать от здравого смысла? Оставим эту орфографию священным текстам - Евангелиям, к примеру. А в светских текстах не будем выпячивать свою веру, чинолюбие или патриотизм. Эти вещи доказываются не орфографией.
Никаких споров с Вами - уж поверьте! Я тихо-мирно пишу, что думаю. Вашу прозу практически не читаю, а только составляю представление (ЧУКЧА НЕ ЧИТАТЕЛЬ...) А вот книжка про Чусовую - на столе постоянно. А вопрос такой. Как Вы думаете: название реки Вишеры - местное (финно-угорское) или нет?
Уважаемая Евдокия. Я не специалист по ономастике и топонимике, поэтому могу всего лишь транслировать чужие мнения. А все они изложены в соответствующих трудах. Мансийское (угорское) название Вишеры, насколько я помню, "пассэр". Финское самоназвание региона - "Вису". Звучание этих слов вполне накладывается на новгородское название "Вишера". Я думаю, что Вишера - это русское название, которое органично "впитало" в себя местные названия. Как, например, название горы Народной впитало и мансийское название "Народа" (ударение на "а"), и русское слово "народ".
Здравствуйте, Алексей, спасибо за обстоятелЬный ответ на мой вопрос и возможность общаться с автором любимых книг, хоть и не в прямома эфире, но все же... Заметила по вашим ответам в этом разделе сайта, что вы не очень любите вопросов с продолжением, дискуссий и т.д. Тем не мене рискну задать вопрос в продолжение первому. Вы отвечаете на мой вопрос, что быть главой фамильона - это своеобразная миссия (не согласна, кстати, что любая миссия конечна, напротив, мне кажется, что это процесс, миссия Христа разве закончилась?). Но разве жизнь Моржова не оправдана его творчеством? Разве самовыражение и оправдание своей экзистенции для него, как для всякого талантливого или гениального человека, не должно заключатся главным образом в собственном творчестве? Разве создавая и поддерживая свой фамильон он не отступает от этого главного своего пути? Юлия Смирнова.
Уважаемая Юлия. Да, я не очень-то люблю споры, потому что они вечно заворачивают куда-то не туда и тянутся, тянутся, тянутся... Я думаю, что миссия Христа закончилась на кресте. Он умер, искупил грехи человеческие, и дальше у него "пошла совсем другая жизнь" - и, соответственно, другая миссия. С какой целью он был послан на землю? Исполнение этой цели и есть миссия. Если Христа на земле больше нет, то миссия выполнена. Дальше нам нужно уж как-то крутиться самим, на то нам и дана свобода воли. Но это очень и очень долгий спор, который не приведёт ни к чему. Я не думаю, что экзистенцию нужно как-то выражать. Это всё равно, что выражать, скажем, своё одиночество. Можно, конечно, да что толку? И экзистенция не вина, а имманентно присущее свойство, поэтому не нуждается в оправдании. Леонид Юзефович в частной беседе сказал мне замечательные слова, которые, обдумав, я могу написать у себя на лбу каллиграфическим почерком: самовыражение непродуктивно. Надо что-то делать для других. Или "о других". А самовыражаться... Это как собирать коллекцию пробок от пивных бутылок. Ради бога, если угодно, но это нужно только тебе. Поэтому Моржов "закрашивает пластины" для себя, а вот для других - строит фамильон. Может быть, фамильон - это не лучший способ помочь людям, но уж такой, какой смог придумать Моржов. Искусство - это алмаз, но всё богатство земных недр не сводится к алмазам. Так и вся наша деятельность во имя других людей не сводится к "закрашиванию своих пластин" (или сочинению песен, писанию романов и проч.) Вы представьте... Розка говорит Моржову: "Борька, у меня нет денег на жизнь и я выхожу замуж за сутенёра". А Моржов отвечает: "Погоди чуть-чуть, сейчас я дорисую картинку, подарю тебе, и твоя жизнь сразу изменится к лучшему". Вот и всё самовыражение.
Здравствуйте, Алексей!!! Хочу выразить Вам свою признательность за Ваше творчество! Взахлеб читаю уже 4 Вашу книгу и приобрел наперед оставшиеся. Недавно дочитал "Золото бунта". Вы знаете, такого эмоционального взрыва от чтения никогда не испытывал. Хотелось бы поинтересоваться на счет историчности романа: географические названия, имена, язык вогулов и т.д. это все так, как было, или есть художественная подрисовка?
Уважаемый Никита! Спасибо. Но я не могу сказать, "так было" или не "так". У меня же нет машины времени. Я старался написать максимально достоверно - согласно тем источникам, до которых добрался. В принципе, "Золото" вы можете сравнить с "Мессидж: Чусовая" и вывод сделать самостоятельно.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Вот в чем у меня действительно возник вопрос - даже с тревогой какой-то...Пересеклась на одном популярном форуме со славянским неоязычеством - "родноверы". В разделе "секты",их это не смущает. Как всегда - случайно. Это такой бред! Замешанный на антихристианстве (цитаты из Ницше), боги наши - Велес да Морана, православные мы - потому что "славим Правь", еще какая-то Родь, ариев приплели (сразу вспоминаются "чистокровные арийцы"). И я так поняла - идеи эти культивируются в клубах исторической реконструкции. Вы что-нибудь слышали о таком? Причем, как они сами говорят, это сейчас "модно" - быть язычником. Молодых конечно прикалывает внешняя атрибутика. Но что за странное идейное наполнение? И к этим "краеведам" - сразу возникло настороженное отношение. Есть подозрение, что смысл "Сердца пармы" просто извратят.
Уважаемая Марина! Как раз об этом я разговаривал с Юлией Беломлинской. Надеюсь, в скором времени я вывешу это интервью на сайте.
Здравствуйте, Алексей Викторович! Сказать, что Ваши книги (прочитала всего две - "Золото Бунта" и "Сердце Пармы") меня поразили, будет мало. Они просто перевернули мое отношение к родной стране и ее истории. Я учусь на восточном и поэтому знаю, как тяжело работать с источниками и каким трудом дается каждая крупинка информации о прошлом. Скажите пожалуйста, как Вы смогли собрать воедино, осмыслить и передать в книге все эти мельчайшие подробности жизни людей за много веков до нас?
Уважаемая Мила! Спасибо за оценку - надеюсь, профессиональную. Как мне удалось "передать в книге" - не знаю. Не спрашивайте у сороконожки, как она ходит. Как мне удалось "осмыслить" - вопрос простой. Университет тем и отличается от института, что даёт не только обширные знания по профессии, но и учит мыслить системно, универсально. А вот как "смог собрать"... Собрать - не проблема. Это долго, нудно, кропотливо, - но не проблема. Я не считаю, что выполнял работу историка, - скорее, культуролога. Я не рылся в архивах - за меня это делали профессиональные историки, чьими специальными трудами я и пользовался. Но я собрал воедино то, что у них было "рассыпано". А смог собрать я потому, что всегда держал в голове цель: помнил, для чего я читаю. Вот так в моей книге про Чусовую и появились цитаты из Астафьева, Менделеева или, скажем, труда по социальной медицине. И собранное я выстроил, опираясь на внутренние взаимосвязи фактов. Собрал большую картину из фактов как из паззлов. Чем больше паззлов, тем меньше заметны (значимы) дырки на месте ненайденных и тем больше тождество картины с изначальным образцом.
Уважаемый Дмитрий. Спасибо за доставленное удовольствие - хоть и мрачноватое. А я ничего не пророчил. Я описал так, как есть.
Уважаемая Евдокия! Зная по прессе круг ваших интересов и точку зрения, я боюсь, что вы провоцируете меня на спор. А спорить мне не хочется. Разумеется, мой герой раскольник не случайно. Разумеется, он носитель раскольничьего менталитета. Но не эталонный. Фома Аквинский и Гитлер одинаково были носителями христианского менталитета. Не путайте менталитет с нравственностью, традициями и всем прочим, что у человека в голове.
Здравствуйте, Алексей. С интересом прочитала ваш новый роман "Блуда и МУДО", познакомилась и с критикой, но нигде пока не могу найти ответ на свой вопрос, поэтому решилась обратиться к вам за ответом. Ваши читатели и критики очень много рассуждают о некой альтернативе семьи, которую вы описывайте в своем романе - ФАМИЛЬОНЕ. Всех интересуют вопросы структуры фамильонов, отношений между членами, состава участников, бонусов, которые дает такая структура всем, кто внутри. Но почему-то никто не задается вопросом о значении фамильона для основной его фигуры, главы, подключенного к ресурсу и служащего своеобразным проводником-распределителем благ, к которым имеет доступ, между членами своего фамильона. Бонусы рядовых членов ясны. Вопрос - в чем бонус подключенного к ресурсу? Для чего он берет на себя ответственность за такое количество людей. Кажется, что стандартные ответы(ответная благодарность, привязанность, любовь, имидж благотворителя и т.д.) здесь не подходят. Тогда зачем? Очень интересно получить ваш, Алексей, ответ.
Здравствуйте, Юлия. Спасибо за тонкий вопрос. Отвечать на него можно сложно и долго. Наверное, самый разумный ответ в том, что фамильон нужен для преодоления собственной экзистенции. Но я - человек русской культуры, и мне такой ответ кажется чересчур линейным. Я предпочитаю ответ по принципу "он не может иначе". Как говорил мой герой Осташа Переход, "таков божий замысел меня". Человек чувствует, что он живёт на все сто, когда исполняет дело, для которого и предназначен ("миссию", как говорят сейчас, но "миссия" в данном контексте - "пиксельное" понятие, потому что подразумевает достижение цели, а не состояние целеустремлённости). У каждого дело - своё. Кто-то пишет романы. Кто-то ворочает кормило власти. Кто-то зарабатывает деньги. Кто-то соблазняет женщин. А кто-то, как Моржов, вылавливает утопающих в свою лодку и гребёт вёслами, уверенный, что все довольны и плывут в нужном направлении. То есть, человек самореализуется через это дело. "Не зря живёт". Становится "настоящим". При этом может быть и материальная выгода, но она не обязательна. Вообще, Юля, ответ на ваш вопрос размазан по всему роману - все разговоры о "настоящем-ненастоящем", о "ненужной глубине", о "критерии подлинности" и проч. - это как раз то, о чём вы спрашиваете. А драма Моржова в том, что ненастоящее всё равно не превращается в настоящее, даже если в него вколотить кучу денег, сил, таланта и времени. Симулякр не становится образом даже у гениального художника. И ненастоящесть заканчивается, как патроны в ПМ, а дальше начинается настоящее - голыми руками скинуть с колокольни поганую машинку превращения настоящего в ненастоящее.
Здравствуйте, Алексей Викторович. Хочу подарить вам одно свое наблюдение. Смотрю на сайте Московской книжной ярмарки, которая только что прошла - лист "Звезды ярмарки". По алфавиту. Фамилия - имя - и пояснение "кто это". Список длинный. Имена - действительно звездные. И почему-то все писатели "отрекомендованы" по-разному. Два "классика отечественной детской литературы" - Михалков и Успенский, один - "классик современной литературы " - Василий Аксенов. Кто-то назван просто "писатель" - например, Гришковец, Бояшов... Арбатова Мария - "писательница", Семенова Мария - "популярная писательница", Багиров - "автор нашумевшего романа", Быков Дмитрий - "прозаик", Войнович - "писатель-шестидесятник", Дашкова - "мастер остросюжетной прозы", Яхонтов - "автор двух десятков книг", Шилова - "создатель детективных романов". в списке - есть "писатель-маринист", "сетевая писательница","писатель-сатирик", "автор романов-фэнтези"... Ну а "звезда" Иванов Алексей - ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ. Нет, таким шрифтом конечно не написано. Но - "известный писатель" в списке только один!
Бросьте, дорогая Ласточка, никакого смысла в этом нет. Лист составляла какая-нибудь девочка-организатор и писала, что на ум взбредёт, лишь бы не повторяться в формулировках, чтобы была иллюзия разнообразия.
Здравствуйте, Алексей. Возможно, вам мой вопрос и покажется глупым, но всё же...уже давно хочу его задать. Действие книги "Общага-на-крови " происходит в общежитии №5 УрГУ? И жёлтый как вечность кирпич, и больничный сад - всё сходится. ТОлько меня почему-то интересует ещё один вопрос. Вы же учились на журфаке, почему тогда вы жили в пятёрке,а не в тройке?Я так понимаю, в книге и на Башлачёва есть намёк, но он же тоже жил в родной тройке... Можете, послать меня по дальше с такими глупостями.... А после этой книги я почему-то долго боялась ходить по вечно тёмным коридорам пятого общежития...ощущение морга было...
Дорогая Ирина. Наоборот, ваш вопрос мне очень приятен - как привет из молодости. Да, описаны именно те общаги, про которые вы говорите. Сам я жил и в тройке, и в пятёрке. Только мы их называли "семьдесят первая" и "семьдесят девятая". Пока я был студентом и нелегальщиком, я жил в общаге журфака, где некогда жил Башлачёв. Когда стал сотрудником биофака, жил в девятиэтажной жёлтой общаге, туда и поселил своих героев.
Здравствуйте, Светлана. Фотографией я никогда не занимался, и ничего такого у меня нет. А Николаю Рундквисту большой привет и поклон. Странно, что он направил вас ко мне - он сам замечательный фотограф, и его снимки публиковались во многих-многих книгах.
Не знаю.