Уважаемый Алексей Викторович,
Насколько строго Вы придерживались реальной географии в книгах Тобол? Или же географические рамки в Ваших книгах достаточно условны? Например, заброшенная крепость в верховьях Тобола, где Ремезовы держали оборону от джунгар, место в степи, где была спрятана кольчуга Ермака, деревня вогулов итд. действительно привязаны к реальной местности или же это также определенный художественный вымысел.
Заранее спасибо.
Уважаемый Игорь.
Смотря в каком вопросе. Если в описании конкретных географических объектов и реальных событий, то очень строго: я не перенесу Ямышевскую крепость на Енисей, а Тобольск - на Чусовую. Если же события и объекты вымышлены, то я волен помещать их, где хочу. Заброшенный острожек - вымышленный объект. В реальности воевода Годунов не забирался так высоко по Тоболу от устья Исети. Тайник с кольчугой, как и курган бугровщиков, и руины храма (кешэнэ) - тоже вымышленные объекты, хотя подобные курганы распространены по всей степи, а подобные храмы имеются в Башкортостане и Казахстане. Вогульских деревень в романе, насколько помню, две, их местоположение вымышленное, хотя эти деревни близки к реальным (например, к деревне Нахрачи, ныне село Кондинское), поэтому я дал им названия, близкие к реальным.
Алексей Викторович, в очередной раз обращаюсь с вопросами (с глубоким почтением). В "Географе" по сюжету ребята, участвовавшие в походе, преодолевают последний и самый опасный порог самостоятельно. И это такая стпень, перешагнув которую они меняются качественно. Служкин ненавидит и презирает класс, до похода. А что после? Стал ли он уважать ребят? Градусов и некоторые др. парни по сути гопники. Стали ли они лучше, чище после испытаний?
И еще. Тема Великой Отечественной войны неисчерпаема. Скорее всего неталантливые авторы ее очень сильно обесценили. На фоне гор посредственной литературы возвышаются (их не так много) действительно великие произведения. Разных форм и масштабов. Не хотите ли внести свой вклад? С Вашим талантом... Уверен что это был бы интереснейший проект.
Уважаемый Андрей.
Не согласен с вами. По-настоящему сложные отношения у Служкина только с 9В-классом, а в поход идут, в основном, из 9Б; из "зондер-команды" - только Градусов. И Градусов проявил себя с лучшей стороны. Все эти ребята, в том числе и хулиган Градусов, не гопники. Балбесы, неучи - да, но не гопники. Те читатели, которые считают "отцов" гопниками, а Служкина алкоголиком, не видели гопников и алкоголиков. Служкин не ставит себе цели найти повод для уважения школьников. Отношение Служкина к ним не меняется. Школьники с самого начала были Служкину симпатичны. И испытания, на которые Служкин их обрёк, были призваны не для того, чтобы они стали "лучше и чище", а чтобы стали "сильнее и добрее, не унижаясь и не унижая". Это несколько иное изменение личности.
Время действия моего нового романа "Тени тевтонов" - май 1945-го. Место действия - Восточная Пруссия.
Алексей Викторович, здравствуйте!
Меня зовут Евгения и я хотела бы обратиться к Вам с одной просьбой.
Мой муж, Павел, большой поклонник Вашего творчества. Он прочитал все ваши книги, нашим детям ни раз повторял, что счастлив, что мы живем в одно время с великим русским писателем - Алексеем Ивановым) И я счастлива)
У Павла скоро день рождения и я очень-очень хотела бы его удивить и обрадовать сюрпризом)
Скажите, пожалуйста, как можно купить Вашу новую книгу с Вашей подписью (адресованной Павлу)?
Уверена, что это будет лучшим и самым необычным для него подарком!
Спасибо заранее!
Пусть Господь и дальше благословляет Ваше творчество!
С уважением, Евгения.
Уважаемая Евгения.
Подписать - не проблема.
В конце сентября у меня будут встречи в Екатеринбурге и Челябинске. Приходит, и я подпишу.
Здравствуйте Алексей Викторович! Очень нравятся ваши книги.Невозможно оторваться.
Вопрос: В книге "Тобол" вы пишите,что Россия раньше называлась Татария? Это намеренное изкажение правильного названия Тартария?(вроде архитектон)?
С глубоким уважением и благодарностью к вашему творчеству.
Уважаемая Велена.
На многих европейских картах XVII века Россия называлась Татарией или Тартарией. Так её и называют шведы в романе.
Уважаемый Борис.
"Тени тевтонов" выйдут на платформе Storytel в формате аудиосериала примерно в ноябре.
Уважаемый Алексей Викторович,
Посетила сегодня презентацию Вашей новой книги. Нахожусь под большим впечатлением от проведенной встречи и Вашего таланта в целом. Считаю Вас самым великим современным автором (от всего сердца).
Не решилась Вам это лично сказать :)
У меня есть к Вам несколько не связанных друг с другом вопросов, буду очень признательна, если ответите:
1. Вы говорили о самой большой проблеме современности (переходе законов виртуального общения в реал) на Ваш взгляд существует ли какое-то решение данной проблемы? Или выход просто в умении балансировать "без перегибов в ту или другую сторону"? Для нас людей ~30+, как мне кажется эта проблема не настолько велика, как для людей следующего поколения, которые с самого детства знают, каким-то образом вовлечены в соц.сети и которые часто становятся их заложниками (тратят бОльшую часть времени на виртуал), а не реальность. Как Вы думаете как в дальнейшем будет развиваться ситуация? Т.е. будут ли люди (молодые люди) намеренно отказываться от соц.сетей, как от мертвой формы общения? Как мне видится сейчас главное желание не поиск друга (интересного тебе человека), а желание показать свою "интересную" жизнь всем вокруг неважно кому. (Извините, если сумбурно написано) Друзья в соц.сетях не друзья, а фолловеры, и мне кажется фолловер как раз и не друг и не враг, а так... как Вы думаете поймут ли это люди в ближайшем будущем?
2. Как Вы понимаете что работа над книгой завершена, т.е. совершенство формы достигнуто и книга готова к выпуску? Мучают ли Вас сомнения о том готова ли книга или есть что улучшать?
3. Есть ли у Вас какой-то (не знаю как правильно назвать) возможно "способ" как оставаться на одной волне с читателем и не уходить в менторство? Я считаю Вас безусловно очень умным человеком (я уверена, что Вам говорят об этом постоянно) и уже то, что Вам задают огромное количество вопросов говорит о большой важности Вашего мнения для очень многих людей. Но Вы и лично и своими книгами производите очень мягкое вливание своих идей и смыслов в головы нас - Ваших поклонников. Это прекрасно и спасибо Вам за это, потому что Вы поднимаете такие вопросы, о которых бы к примеру я сама никогда не задумалась.
4. Хотелось бы также узнать как Вы относитесь к благотворительности? Интересно, знать Вашу позицию. Дать человеку рыбу или все таки научить ее ловить? (Если вопрос не уместен, пожалуйста игнорируйте).
Огромное спасибо за фото сегодня.
С благодарностью и уважением,
Преданный читатель
Уважаемая Света.
1. Думаю, эта проблема важна и для молодых людей, и для людей "олд скул" в равной степени, но под разными углами зрения. Молодому человеку сложно достойно утвердить себя при общении в этих "неудобных" форматах (например, в них не действует правило "молчи больше - сойдёшь за умного"), а "олду" сложно признать, что имеет дело не с невоспитанностью (самомнением, беспардонностью и даже хамством), а с новым форматом общения. Но от новых форматов и новых коммуникаций никто не откажется. И не нужно отказываться. Нужно учиться пользоваться ими правильно.
2. Для такого понимания нужно некое "отчуждение" от своего текста. Можно отложить его на месяц, не думать о нём вообще, а потом перечитать - и всё станет ясно. Можно перечитать в другом формате - например, если вы писали на компьютере, смените шрифт, распечатайте и перечитайте на бумаге. Можно попросить кого-нибудь прочитать вам вслух. Дистанция даст необходимую адекватность.
3. Есть определённые правила: формулируйте универсально, говорите просто и кратко, приводите очевидные примеры. Мои собственные усилия не стоит переоценивать - я тоже не идеал.
4. Благотворительность - вещь индивидуальная. Одним людям нужно помочь, другим - не нужно. Но дело не в "удочке и рыбе". Благотворительность осуществляется для себя, а не для "облагодетельствованного". Если вы чувствуете, что после акта благотворительности вы стали лучше, то и делайте, пускай даже "не в коня корм".
Добрый день, Алексей Викторович!
1.Вы часто рассказываете, что пишете эпизодами, что такое эпизод в вашем понимании? Помогите разобраться пожалуйста, ведь эпизод может состоять из субэпизодов. Возьмем к примеру чаепитие. Там разрезание торта, вынос горячего самовара, прощание гостей. И все это можно тоже расписать на эпизоды. Или какая нибудь серия коротких встреч. В два листика. Короче я не очень въезжаю.
2. Бывает ли у Вас так, что вы описали событие, которое не влияет на ход произведения вообще. Т.е. оно как бы и не обязательно, и не несёт особо важную функцию, но просто охото чтобы оно было и всё, просто прикольно.
3. Про ударные слова. В интернете про это не так много написано, одна вода и то без конкретики, знаю, что Агата Кристи применяла эту технику и больше ничего. А найденные мною примеры больше напоминают, облачные диалоги из комиксов. «Иди сюда человек паук! Бах!!! Веном вырвал металлический прут и отшвырнул его в сторону. Бах Тарарах!!!» и и.д. Я пытался найти ударные слова в различных произведениях, но так и не понял, как это делается. Не могли бы вы пояснить или показать на каком нибудь примере, если не сложно.
4. Личное. Бывает ли у Вас отвратительное настроение. Ну, когда прям все охото бросить и свались? Или просто все раздражает. И как Вы с этим боритесь. Или Вы поняли жизнь и уже не паритесь? Например, со мной творятся странные вещи, чем больше живу, тем больше вопросов у меня возникает к жизни, казалось бы детство пройдено.
Спасибо!!!
Уважаемый Егор.
1. Думаю, не стоит всматриваться слишком уж пристально - всё становится дискретным, как в апории Зенона об Ахиллесе и черепахе. Определяйте эпизод интуитивно по отношению к общему сюжету романа, к месту действия и персонажам.
2. Разумеется, такое бывает. Вы же пишете художественный текст, а не протокол. Всё нормально.
3. Я не понял, что значит "ударные слова" - все эти "бах! тарарах!"? Почти не пользуюсь подобным приёмом. Мне он представляется наивным - будто бы текст предназначен для чтения вслух детям. Во "взрослом" тексте такое уместно лишь тогда, когда название действия - неприличное слово.
4. Бывает. Я не обращаю внимания на такое состояние, потому что оно пройдёт. Профессиональный писатель должен уметь отодвигать всё мешающее в сторону и делать свою работу хорошо при любом настроении.
Здравствуйте. Смотрю сейчас ваше интервью на книгагид. Вы там рассуждаете о метамодерне как о игрушке в которую хочется поиграть по-новому, но относите Игру престолов к постмодерну. В чем же тогда отличие? Разве игра престолов не новый взгляд на старые вещи? Предполагаю, что дело в эклектике (драконов в средние века представить весьма просто, а вот пионеры вампиры уже совсем иначе смотрятся). Просто у меня сложилось совсем иное восприятие мета/пост-модерна.
Уважаемый Михаил.
Что поделать: определения нечёткие, а явления размытые. К тому же эклектика присуща и пост- и мета-модерну.
Постмодерн - синтез парадигм. "Игра престолов" - синтез фэнтези и исторического натурализма. Думаю, нельзя сказать, что фэнтези естественным образом эволюционирует к историческому натурализму: в жанре фэнтези нет потенциала для такой эволюции, потому что фэнтези строится на идее предопределения, а исторический натурализм - на идее произвола. В той же "Игре престолов" предопределение не сбылось: Мать Драконов не стала королевой Семи королевств. То есть исторический натурализм - это отдельная парадигма, сращённая с парадигмой фэнтези. Следовательно, "Игра" - постмодерн.
А вот "Очень странные дела" - метамодерн. Это добрая старая тинэйджерская фантастика, рассказанная заново на новом уровне сложности.
"Пищеблок", действительно, можно отнести и к постмодерну, потому что он состоит из двух парадигм - пионерская повесть и вампирская повесть. Но "вампирская" парадигма в нём всё-таки занимает не равноправное положение, она подчинена "пионерской". И "пионерской" парадигме свойственна тяга к жанру ужасов: дети всё время рассказывают страшилки, да и в советской культуре тому немало примеров - Галыгинская гать с её безглавыми мертвецами в "Бронзовой птице" или явление Фенимора в "Тайне Фенимора". Я просто увеличил размеры "страшилки" в традиционном "пионерском" нарративе. Если бы "Пищеблок" был романом ужасов или чудовищным фарсом в духе Сорокина, то он относился бы к постмодерну. Но он, даже с вампирами, всё равно остаётся реалистической повестью о детях, а не "ужастиком" с вампирами, поэтому он ближе к метамодерну.
Уважаемый Ромашкин.
Что-то я даже не поинтересовался, есть ли Калина. Про кое-какие отходы от романа я знаю. Я понимаю необходимость этих сюжетных решений, но про их художественную оправданность надо будет судить по фильму. Отступление от романа всегда грустно, но всё решает итог. Фильма я ещё не видел.
Уважаемая Людмила.
Прошу прощения, что не ответил сразу. Посчитал, что это будет нескромно.
Спасибо вам и вашим коллегам за вашу работу и столь хорошее отношение ко мне. Безусловно, мне очень приятно. К вашему тексту у меня нет никаких замечаний. Жизнь поворачивается так, что я не могу публично выразить вам свою поддержку и благодарность, но в душе я и поддерживаю, и благодарю. Удачи вам и всего хорошего!
Уважаемая Ирина.
Нет, писать продолжение я не планирую. Но если, предположим, киношники захотят снять второй сезон - и так далее, - то я дал своё согласие, но без моего участия. Здесь, на сайте, кто-то даже предложил классное название для продолжения - "Вторая смена", если не ошибаюсь.
Алексей Викторович, здравствуйте.
Посоветуйте, пожалуйста, как выработать прозаику дикую работоспобность, сопоставимую с Вашим усердием, усердиями Симмонса, Кинга и прочих мастеров. Дело в том, что теоретически все рекомендации в духе "просто садитесь и пишите каждый день по 5-10 страниц" выглядят симпатично, однако при столкновении с пустой холстиной вордовского документа не получается выжимать из себя столько слов - попросту устаёшь, думаешь о себе уничижительно, мол, как же это так, великие без остановки работают, а ты, червь, не можешь вдоволь потрудиться?
А ведь действительно хочется много - и, что главное, качественно писать. Попросту идея фикс. Может быть, существуют какие-то "реальные" рычаги воздействия на собственную лень, исключительную самокритичность и прочее?
Или же это патология? Неужели все великие трудяги от литературы никогда не испытывали этого бренного чувства - "я ничего не умею, и слова из меня не идут"?
Уважаемый Виктор.
Все авторы сталкиваются с ситуацией, которую вы описали. Это - норма.
На мой взгляд, проблема в том, что чистая страница воспринимается как "пустая холстина", то есть автор не знает, что ему писать. Задание самому себе "писать по 5 страниц в день" - для меня полная чушь. Это вроде как "хочешь полететь в космос - каждый день подпрыгивай сто раз". Надо знать, что делать. Перед тем, как писать роман, надо его придумать хотя бы в общих чертах. Перед тем, как писать главу, надо придумать её в деталях, а лучше - даже в ударных фразах. Тогда не будет ступора перед чистым листом. Лично я пишу по эпизодам, а не по страницам. Я ставлю себе цель: написать сегодня (завтра) вот такой-то эпизод - и всё, страница уже как бы не пустая. При такой технологии написание из "работы с нуля" превращается в "доделывание дела", а завершать дело всегда легче, чем начинать. Главная работа - в голове, а не у компьютера.
Уважаемая Надежда.
Своей родословной я не занимался. Все, кто были до дедов, - крестьяне, какая тут родословная?
Уважаемый Иван.
К видеоиграм я отношусь с пониманием и некоторым скептицизмом. Понимание заключается в том, что считаю видеоигры потенциально большой отраслью искусства, важной составляющей индустрии развлечений и IT, а также полагаю, что у видеоигр большое будущее как у образовательной технологии и даже как у политической силы. Скептицизм объясняется тем, что видеоигры могут превратить человека в игромана.
Сам я не играю, мне некогда.
Дорогой Алексей Викторович! Я к вам с претензией , что Вы уже 2 года не балуете своего читателя новым романом. Иванов молчит, Акунин перепахан, куда бедному крестьянину податься в отпуске.
Можете на сттранице вопросов Автору сделать поисковик по частым вопросам, Вы так великодушно советуете что почитать и по какрму поводу.
Уважаемый Николай.
Поисковик по сайту - это вряд ли. Новый роман выйдет в сентябре на платформе Storytel в аудиоформате. Через месяц-другой - бумажной книгой.